Пора в театр!

История

НАЧАЛО НАЧАЛ

История Русского драматического театра «Мастеровые» берет свое начало 8 мая 1975 года. Именно в этот день состоялась премьера спектакля «Дороги, опалённые войной», поставленного по стихам фронтовых поэтов выпускником Московского государственного института культуры Юрием Колесниковым. После её защиты молодой специалист, принятый на строящийся автогигант, создал театральный коллектив на базе подшефной для завода двигателей школы № 19. Участниками театральной студии стали молодые рабочие - отсюда и родилось название «Мастеровые».

Стоит отметить, что история театрального движения в Набережных Челнах началась в начале семидесятых, когда на стройку века потянулись специалисты — руководители самодеятельных коллективов и кружков. В 70-80-е годы театральное движение в городе возглавили коллективы «Лицедеи» (реж. Мищенко Н.М.), «Грэй» (реж. Куликова В.Н.), «Ника» (реж. Пархоменко Н.Ф.) и «Мастеровые» (реж. Ю.М. Колесников). Они объединяли увлеченных театром людей, большей частью молодёжь и школьников, и восполняли отсутствие профессионального театра.

В 1976 году появилась музыкально-поэтическая композиция «Человек» — совместная работа театральной студии «Мастеровые» и вокально-инструментального ансамбля «Ритмы КАМАЗа» (рук. К. Солдаткин). С этой композицией молодые артисты и музыканты выступали на разных площадках строящихся заводов и предприятий камского автогиганта.

Но свой творческий отсчёт театр ведёт с поэтического спектакля «Диалоги о любви», созданного в 1978 году по произведениям Франсуа Вийона, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Шандора Петёфи. Первые исполнителями этой постановки были Владимир Бабаев, Михаил Стабровский, Галина Лобова (Колесникова), Елена Козловская (Некляева), Раиса Курилина, Галина Дюкарева, Александр Кузьмин.

Следующая работа — пьеса Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» (1978 г.) — открыла «самородков» самодеятельной сцены, вошедших в костяк труппы: Николая Плужника, Анатолия Яковлева, Владимира Шушакова и других.

В 1982 году свое новоселье во Дворце культуры КАМАЗа театральный коллектив «Мастеровые» отметил премьерой — «Две стрелы» Александра Володина. Режиссерами-постановщиками дальнейших спектаклей в «Мастеровых», разных по сложности и жанру, были Сергей Сочкин, Елена Некляева, Анатолий Яковлев и Юрий Быков.

ДЕВЯНОСТЫЕ

Тяжелое финансовое положение, сложившееся на КАМАЗе после пожара на заводе двигателей в 1993 году, сказалось и на театре. Прекратилось его финансирование. Это было сложное время. Молодёжный театр «Ника», театр-студия «Грэй», театр-студия «Лицедеи»» прекратили свою деятельность, а театр «Мастеровые» держался, осознавая необходимость наличия в городе русского театра. В середине 90-х он снова был вынужден сменить адрес — на общежитие, где была оборудована небольшая сцена и зал на 75 мест. В 1997 году после тяжёлой болезни скончался Юрий Михайлович Колесников, руководивший театром два десятилетия. Его преемником стал Анатолий Яковлев.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В апреле 2004 года мэр города Набережные Челны Ильдар Шафкатович Халиков организовал «спонсорский десант» в театр «Мастеровые» на спектакль «Плутни Скапена» по пьесе Мольера в постановке Валентина Ярюхина. Благодаря этой акции осенью того же года театр открыл новый сезон премьерой — спектаклем «Событие» по пьесе Владимира Набокова.

В 2005 году театр приобрёл муниципальный статус, переехав из общежития в новое реконструированное здание бывшего Интерклуба, а на должность художественного руководителя был приглашен Валентин Никитич Ярюхин. Именно с приходом в театр этого самобытного и опытного режиссёра, выпускника ГИТИСа, ученика Марка Захарова и Анатолия Васильева началась новая история «Мастеровых».

Валентин Никитич Ярюхин прослужил на должности режиссера-постановщика и художественного руководителя театра «Мастеровые» с 2005 по 2011 годы. Благодаря своему таланту, опыту, неиссякаемой энергии и мастерству Валентин Никитич сумел обогатить творческую палитру театра новым содержанием и живыми чувствами. До сих пор огромной популярностью у зрителей пользуются постановки В.Н. Ярюхина: «Очень простая история» М. Ладо (премьера 2007 года) и «Пигмалион» Б.Шоу (премьера 2009 года).

Не менее яркими стали спектакли «Забыть Герострата» по пьесе Г. Горина и «Город мастеров» по пьесе Т. Габбе (премьеры 2011 года). Свободолюбивый дух «Города мастеров» лежит в основе режиссёрской трактовки. Торжество разума, света и добра над тьмой, злом и насилием подчёркивается контрастом цвета, образным и действенным началом в оформлении. Спектакль «Забыть Герострата!» впечатляет мощным накалом страстей. История о поджигателе храма Герострате, положенная в основу пьесы Григория Горина, приобрела в постановке Валентина Ярюхина особую актуальность. Талантливо, мастерски раскрыл постановщик не только трагическую стороны пьесы, но и показал, как трансформируются нормы и ценности общества в социально-конкретных, частных обстоятельствах. Поэтому заслуженно в 2011 году на Международном фестивале русских театров «Мост дружбы» в г. Йошкар-Ола спектакль «Забыть Герострата!» был удостоен дипломов сразу в двух номинациях - «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» (С.Заболотский).

В 2012 году Валентин Никитич Ярюхин за высокое профессиональное мастерство и огромный вклад в развитие театрального искусства удостоен звания «Заслуженный деятель культуры РТ».

Бесспорно, что театр «Мастеровые» сложно представить без главного художника Елены Сорочайкиной. Это ее «руками» произошло преображение серого здания Интерклуба в яркий волшебный театральный мир. Это ее идея сделать на фасаде театра красное дерево, символизирующее как кровеносную систему театра, так и живую субстанцию, прорастающую через бездушные и холодные бетон и асфальт. А главное, трудно представить спектакли без сценографии Сорочайкиной. Это её костюмы и сценография создают неповторимый художественный образ спектаклей театра «Мастеровые». Елена Анатольевна мыслит легко, свежо, современно, никогда не повторяясь. В ее творчестве нет никакой случайности, каждая деталь декораций подчёркивает эмоциональность сцены, создаёт атмосферу спектакля. Костюмы к постановкам сделаны с большим вкусом, фантазией, невероятной изобретательностью. В 2015 году Елена Анатольевна Сорочайкина стала номинантом Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» (сезон 2014-2015 гг.) в номинации «Драма/Работа художника».

ТЕАТР «МАСТЕРОВЫЕ» СЕГОДНЯ

Каждая постановка Русского драматического театра «Мастеровые» становится событием театральной жизни города и Республики Татарстан. Билеты на спектакли театра раскупаются за месяц вперед, и потому челнинцы и гости города считают большой удачей побывать на спектаклях «Мастеровых».

В неповторимой творческой атмосфере театра рождались великолепные постановки - лучшие образцы классической и современной драматургии: «Женитьба» (Н.В.Гоголь), «Цилиндр» (Э.де Филиппе), «Пигмалион» (Б. Шоу), «Весёлый Роджер» (Д.Салимзянов), «Конёк-горбунок» (П.Ершов), «Снежная Королева» (Е.Шварц) «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х.Андерсен), «Щелкунчик» (Э.А. Гофман).

Русский драматический театр «Мастеровые» всегда был центром культурной жизни автограда с сильным актерским потенциалом. С приходом в 2013 году нового директора Армандо Диамантэ учреждение поднялось на новую ступень в своем развитии. Благодаря большому профессиональному опыту и управленческому таланту, стратегическому мышлению и видению перспектив Армандо Луиджиевич сразу поставил перед коллективом амбициозные планы по усовершенствованию деятельности театра и переходу на более эффективные пути развития.

Сохраняя верность канонам русского репертуарного театра, «Мастеровые»  открыты для смелых экспериментов и неожиданных художественных решений. Так, в 2013 – 2014 годах, репертуарная афиша обогатилась сразу несколькими новыми постановками: «Васса» по пьесе М. Горького - режиссёр Пётр Шерешевский (г. Санкт-Петербург), «Золушка» Е. Шварца - режиссёр Георгий Цнобиладзе (г. Санкт- Петербург), «Дикарь» А.Касона - режиссер Андрей Гаврюшкин (г. Санкт- Петербург), «Маугли» по Р.Киплингу – режиссер Диана Сафарова (г. Казань).

Щедрым на новые постановки стал для «Мастеровых» театральный сезон 2015-2016 гг., где сразу три режиссера создали так полюбившиеся зрителями спектакли «Кроличья нора» Д.Линдси-Эбера – режиссер Денис Хуснияров (г. Санкт- Петербург), «Свидетель обвинения» по пьесе А.Кристи – режиссер Валентин Левицкий (г. Санкт- Петербург) и «Осенняя скука» по произведениям Н. Некрасов – режиссер Юрий Николаенко (г. Москва).

А в мае 2016 года состоялась премьера спектакля «Карл и Анна» по повести Л. Франка в постановке главного режиссера театра «Мастеровые», лауреата премии «Прорыв» как лучший молодой режиссер года, а также многих известных театральных конкурсов и фестивалей Дениса Хусниярова, который в ноябре 2015 года возглавил творческий коллектив «Мастеровых». Стоит отметить, что на постановку спектакля «Карл и Анна» был выделен Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства.

Творческая деятельность театра высоко отмечена на российском и международном уровне. На Международном фестивале русских театров «Мост дружбы» (г. Йошкар-Ола) в 2014 году постановка «Васса» получила награды сразу в трех номинациях: «Лучшая режиссерская работа» - П.Шерешевский, «Лучшая сценография» - Е. Сорочайкина, «Лучшая мужская роль» - Е. Федотов, а в 2015 году спектакль «Кроличья нора» принес победы в номинациях «Лучшая режиссерская работа» - Денис Хуснияров и «Лучшая женская роль» - Марина Кулясова за роль Бекки.

В мае 2016 года театр «Мастеровые» принял участие в XIV Фестивале театров малых городов России, прошедшем в старинном русском городе Вольске Саратовской области, и открыл этот престижнейший театральный форум своим триумфальным спектаклем «Кроличья нора». Итогом фестиваля стала победа в одной из главных номинаций - "Лучшая женская роль", которую завоевала актриса театра «Мастеровые» Марина Кулясова за воплощение образа Бекки Корбетт в спектакле "Кроличья нора" в постановке Дениса Хусниярова.

Высоких наград удостоена деятельность главного художника театра, заслуженного работника культуры РТ Сорочайкиной Е.А. Актерские работы заслуженного артиста РТ Федотова Е.В., Томилова Д.В., Кулясовой М.Г., Астафьевой О.П., Комлевой А.М., Гладких Е.А., Дунаевой А.В. и Заболотского С.Л. в разные годы были удостоены республиканской театральной премии «Тантана» («Триумф»).

Обладая большим профессиональным опытом актеры театра «Мастеровые» не останавливается на достигнутом и постоянно повышают свою квалификацию на различных мастер-классах, творческих лабораториях и театральных форумах, таких как Международный театрально-образовательный форум «Науруз», театральные лаборатории в г. Свияжске и др.

С большим успехом проходят гастроли Русского драматического театра «Мастеровые» в Казани, Бугульме, Елабуге, Альметьевске и других городах, где жители республики имеют возможность познакомиться с репертуаром театра. А для удовлетворения растущей потребности населения Набережных Челнов в спектаклях, самые востребованные постановки театра «Мастеровые» проходят на «выездной» площадке в ДК «КАМАЗа» (в зале на 600 мест).

По итогам 2013 и 2016 г.г. театр «Мастеровые» признан «Лучшим муниципальным учреждением культуры» города Набережные Челны. В 2014 году спектакль «Маугли» стал победителем номинации «Постановка года», а сайт театра признан лучшим среди всех информационных площадок учреждений культуры г. Наб Челны. 2015 год принес победу спектаклю «Кроличья нора», который признан «Лучшей постановкой 2015 года».