Пора в театр!

О нас пишут

Нужен ли молодёжи театр? Взгляд Учителя и ученика

О молодёжной студии актёрского мастерства, и о том, как привлечь интерес подрастающего поколения к спектаклям, размышляют Марина Кочурова, артистка русского драматического театра «Мастеровые», педагог по сценической речи, руководитель театральной студии «Подмастерья» и Людмила Хлихотовская, ученица этой студии.

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ

– Марина Владимировна, когда и как Вы поняли, что хотите играть в театре?
– Культура театра прививалась мне с детства. Моя мама – руководитель детской театральной студии, я с первого класса занималась там. Вообще, у меня была мечта стать медицинским работником. Мама посоветовала мне посмотреть сюжет о наборе в театр «Мастеровые» в одной из челнинских телепрограмм. Увидела на экране режиссёра Юрия Михайловича Колесникова – основателя театра, который говорил о том,что «Мастеровым» нужны новые артисты. И говорил это очень искренне, доступно, что я поверила ему и решила прийти. С самого начала я была уверена в том, что меня примут, так всё и получилось. После школы окончила Казанский государственный институт культуры и с 1992 года работаю в театре.
Вообще я считаю, что попасть в театр – это рулетка. Даже у самых талантливых иногда не получается с первого раза. Говорят, что не нужно идти в творческие профессии, а если попали – значит, это сама профессия Вас выбрала.
– Для Вас театр - это.... ?
– Театр – это поиск. Ты как будто идёшь как по канату. Ты – скульптор, отсекаешь ненужное, ваяешь. Как поэт пишешь наброски, подбираешь слова, если «не то» - в урну, и ищешь дальше. Театр – это дорога с двусторонним движением. Ты и режиссёр. И, конечно же, театр – это развитие. С каждой ролью ты растёшь и находишь что-то новое для себя.
Очень многое зависит от твоего настроя, от настроя публики. Бывает публика сдержанная, тяжелая, которую трудно «раскачать». В любом случае, происходит обмен энергией со зрителями. Например, сцена драматичная, и в зале слышишь всхлипывания - это тоже своего рода отдача. Это значит, что ты затратил энергию не просто так.
– Как появилась идея организовать студию «Подмастерья»?
– В 2008 году из "Гимназии им. В.В. Давыдова" с идеей пришли Татьяна Александровна Сунгатуллина, нынешний директор этого учебного заведения, и первый директор гимназии Александр Аронович Либерман. Они предложили организовать в театре студию, где занятия проводили бы непосредственно артисты, чтобы дети напрямую могли общаться с профессионалами. Работа актёра - большой труд, где затрачивается огромная энергия, поэтому школьникам очень важно окунуться в мир театра с профессиональной стороны, чтобы у них не было иллюзорного понимания того, что такое театр.
– С какой целью обычно дети приходят в студию?
– Ребята постарше целенаправленно идут за актёрскими навыками, чтобы поступить дальше в театральный вуз. А дети помладше идут из любопытства, чтобы организовать досуг. Или чтобы снять какие-то свои зажимы. Уже после первого года обучения они становятся более открытыми, «гибкими». На самом деле, у нас достаточно сложное обучение, которое требует от ребят большой отдачи, и мы сразу говорим им об этом. Занимаемся 3 раза в неделю по 4 часа в день. Многие, не выдерживая такого графика, уходят. И это неплохо, значит, они сделали вывод и выбрали другой путь, потому что бывает и так, что человек доучившись до 3 курса, вдруг задаётся вопросом: «А что я вообще здесь делаю?»
– Почему сегодня подростки мало ходят в театр?
– Это интересный вопрос. Не секрет, что даже многих взрослых не интересует театр. Возможно, всё дело в воспитании. Мне повезло, у меня мама занималась театром. Но я не знаю, полюбила ли бы я театр, если бы, например, она работала на заводе.
Есть кино, оно доступнее, его можно «пролистать», если не заинтересовало. И даже получить некие эмоции при просмотре, например, фильмов в том же Интернете.
Так же очень многое зависит от самого первого посещения театра. Если ты пришёл, будучи ребенком, и тебе жутко понравилась какая-то сказка, ты и захочешь прийти в театр посмотреть что-то ещё и ёще. Поэтому, я считаю, что любовь к театру нужно прививать с детства.
– Что необходимо сделать, чтобы театр снова стал популярным среди молодёжи? Как привлечь интерес подрастающего поколения к спектаклям?
– У нас был такой опыт: мы делали постановки, где актерами были дети, и приглашали на них детей-зрителей. Получалось довольно интересно. Может быть, это один из вариантов решения этого вопроса. Сейчас режиссёры стараются привносить какие-то новшества. Театр тоже ищет новые формы, появилось очень много вариаций постановок: иммерсивные спектакли (создается эффект полного погружения зрителя в сюжет, актёры могут начать прямое взаимодействие со зрителем), моноспектакли (спектакли, исполнителем которых является один актёр). Театр – живой организм, который развивается сообразно времени. К тому же в театре есть то, что нет в кино — искренность. Здесь актёры играют вживую, и каждое выступление на сцене как первое. А зритель становится непосредственным участником событий, а не посторонним наблюдателем.

ВЗГЛЯД УЧЕНИКА

– Людмила, почему ты выбрала именно театр, решила обучаться актёрскому мастерству?
– Впервые задумалась о театре ещё в 7 классе. Я окончила Детскую музыкальную школу № 6 имени Салиха Сайдашева и Детскую школу хореографии №3, посещала танцевальную студию «Фантазия». Мне всегда хотелось объединить музыку с танцами. Уже в 9 классе я хотела сдавать ОГЭ по литературе, чтобы позже поступить в театральный ВУЗ, но побоялась сложности экзамена. Думала, что пойду в медицину, но со временем поняла, что не вижу себя врачом. Всё-таки мне действительно нравилось быть на сцене. Решила попробовать себя в актёрском деле и считаю, что не прогадала. Я не знала о существовании студии «Подмастерья». Зашла с подругой в театр «Мастеровые» и случайно наткнулась на объявление о кастинге. Позвонила Марине Владимировне – педагогу студии, и узнала о том, что на кастинг необходимо подготовить басню, стихотворение и творческий номер. В качестве творческого номера я выбрала сценку. Кастинг прошёл отлично, и меня приняли в студию.
– Расскажи, пожалуйста, подробнее о занятиях в студии «Подмастерья».
– В студии мы изучаем четыре театральные дисциплины: вокал, хореография, сценическая речь и актёрское мастерство. На уроках актёрского мастерства, которые ведет Евгений Андреевич Гладких, мы ставили этюды - мини-зарисовки без слов. Евгений Андреевич показывал картину, а нам нужно было передать её настроение. Поначалу без слов ничего не получалось, потому что мы хотели «взять» словами и интонацией. Именно во время этих занятий пришло понимание того, что актёрская профессия – это не интонация.
Самое ошибочное мнение в том, что актёр играет на сцене кого-то другого. В действительности, 95 % - это ты, и 5 процентов - другая обстановка. Актёрская профессия это – ты, но в других обстоятельствах.
– В чём причина того, что сегодня подростки не так часто ходят в театр?
– У подростков просто сложилось ошибочное мнение о театре. Так думала раньше я. Идет ассоциация со школой, когда уже в начальных классах ставятся сценки, в которых участвуют сами ученики. Школьникам они кажутся неинтересными, потому что дети не могут отыграть их профессионально.
После того как я сходила на несколько спектаклей, на которые меня пригласила Марина Владимировна, у меня полностью поменялось отношение к театру. Ни один спектакль не оставил меня равнодушной. «Танец Дели» даже поменял моё мировоззрение.
– Что нужно сделать, чтобы молодёжь начала ходить в театр?
– На самом деле это сложный вопрос. Наверное, нужно поменять их восприятие. В любом случае в театр пойдут не все. Думаю, всё индивидуально: если вы хотите приобщить человека к театру, стоит отталкиваться от его интересов. Если внимательно изучить репертуар, то можно найти себе спектакль по душе. Кто знает, может быть, поход на один спектакль изменит отношение человека к театру в лучшую сторону. По крайней мере, так случилось со мной.
Полина СУДНИКОВА, воспитанница Клуба юных журналистов "Пёрышко"