О нас пишут
Дмитрий Томилов: «Я учился в «институте» 15 лет…»
- 10 июня 2015
Его узнают на улице взрослые и очень любят дети. Его герои смешны, иногда даже нелепы, и очень часто – трогательны. Бывает, что при покупке билета в кассе театра обязательно кто-нибудь да спросит: а он в этом спектакле играет? Так сложилось, что любимец публики артист Дмитрий Томилов и театр «Мастеровые» - ровесники. О многолетней «совместной» жизни артист рассказал в своем интервью нашей газете.
- Дима, говорят, что в театр люди не приходят, а попадают - словно в тюрьму или под машину. Твой приход – каким он был?
- Самая обычная история. Я посмотрел спектакль «Отдай мое сердце» («Панночка») в постановке Юрия Колесникова, одну из главных ролей там играла Света Акмалова. И я… заболел. Я понял, что это мой театр. Сразу же решил поступать в театральный институт.
- Челны нельзя назвать театральным городом, но, тем не менее, у многих артистов уже сложились свои группы поклонников. А еще есть люди, которые говорят: Томилов - мой любимый артист. Как с этим живется?
- Конечно, любовь зрителей присутствует. Я думаю, что меня любят за образы, которые я воплощаю на сцене – ну, не за сажень же в плечах, которой у меня нет…(смеется). Недавно мне одна девушка, лет эдак тридцати, сказала: «Я люблю вас с детства». Прозвучало, почти как говорят о мэтрах эстрады - «я выросла на ваших песнях». У меня был некий ужас. Шучу (смеется).
- Тебя иногда называют мастером импровизации, а иногда за ту же самую импровизацию ругают критики. Где грань, позволяющая не нарушить «нить повествования» или режиссерский замысел?
- Конечно же, нужно «чуять берега». Но я всегда считал и считаю, что даже актерская импровизация – это удел режиссера. Хороший режиссер всегда скажет: «это хорошо, оставь» или, наоборот, «тут тебя много». Валентин Никитич (В.Н.Ярюхин – главный режиссер и худрук театра «Мастеровые» с 2005 по 2011 гг., а в 90-е годы - преподаватель целевого актерского курса в Казанском институте культуры и искусств – Прим. редакции) всегда давал четкие задачи и очень точно показывал, где я должен быть и где я должен «затаиться». Помню, как мой пес в «Очень простой истории» заскучал: хозяин точит нож, а я «решил» проснуться и начал чесаться о пенёк. Тут же Валентин Никитич приложил палец к губам, словно говоря: «Тсс! Не отвлекай на себя».
- В прошлом году ты стал обладателем республиканской профессиональной театральной премии «Тантана» за роль Павла в спектакле «Васса» по М.Горькому. Что-то изменилось в восприятии себя в театре?
- Появилось ощущение неслучайного человека в этой профессии. И ощущение творческого простора.
- А разве в «Вассе» есть место для импровизации? Мне спектакль показался «спаянным», в котором каждая реплика, каждая мизансцена четко прорисована.
- Это заслуга Петра Юрьевича Шерешевского (П.Ю.Шерешевский – режиссер спектакля «Васса», г. Санкт-Петербург – Прим.редакции). Результат его филигранной работы. Члены жюри на фестивале «Мост дружбы» в Йошкар-Оле сказали, что спектакль и его героев связывают «железные нити». Для меня до сих пор загадка, как Петру Юрьевичу удалось это сделать. Тем не менее, я считаю, что каждый артист, участвующий в этом спектакле, сумел «раскрыться».
- Про тебя можно сказать, что у тебя амплуа комичного персонажа?
- Да, я часто играю смешных, нелепых отрицательных героев, но в моем понимании они все равно должны быть обаятельными. Надеюсь, мне удается их делать такими, тем более дети часто мне говорят комплименты. Сразу вспоминаются слова Валентина Никитича Ярюхина о том, что спектакли для детей должны быть лучше взрослых спектаклей. Он всегда считал, что создание детского репертуара – это одна из важнейших миссий театра.
Кстати, первой похвалы от Валентина Никитича я дождался аж через 15 лет! Это был спектакль «Женитьба», где я играл Жевакина. Кто-нибудь видел когда-нибудь, чтобы человек учился в институте 15 лет? Я думаю, мне еще повезло. А ведь можно было всю жизнь заниматься профессией и чего-то не узнать.
- А в чем видит свое развитие актер?
- В режиссере. В другом режиссере - после того, как получил все что мог от прежнего режиссера.
- А актеру полезно работать с разными режиссерами?
- С одной стороны – это обогащает, с другой… Не знаю, для меня это какая-то загадочная и странная карусель. Но предполагаю, что вариант «сам копай, сам закапывай», может легко превратиться в «лабораторию» на постоянной основе.
- Помимо кулис, у театра есть и «закулисье». За сценой у эмоций «шкалят датчики»?
- Театр очень быстро высвечивает людей, здесь не спрячешься никак и никуда. Большому количеству людей сосуществовать в одной гримерке довольно сложно: интересы и принципы жизни могут быть разными или, наоборот, сказывается отсутствие тех же самых принципов – может скопиться некое «электричество».
- А как разряжаете?
- Наш светооператор Раис Апаков просто «врубает» музыку и шутки. Они и помогают. Ведь все глупости на земле совершаются с серьезным выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!
- К выходу на сцену как готовишься?
- Перед спектаклем я не очень разговорчив, стараюсь «не расплескать» энергию. И дома, кстати, запрещаю меня дергать. Все разговоры мы оставляем на потом. Мои домашние все понимают и никогда мне не мешают.
- Ты можешь назвать себя современным человеком?
- Ой, нет. Я очень долго наблюдал, как пользуются гаджетами молодые актеры, хотя даже покойный Михал Михалыч (артист Стабровский М.М. – Прим. редакции) смотрел спектакли Мастерской Петра Фоменко по планшету. А я вот как-то поотстал. И вдруг мне объявляют, что я выиграл бутылку шампанского, потому что у меня больше всего лайков. Я спросил: а что это такое? (смеется). Теперь вроде приобщился. Хотя в соцсетях почти ничего не комментирую – все-таки я публичный человек, не знаешь иной раз, как «слово отзовется».
Автор: Алсу Белых
Газета "Вечерние Челны", выпуск №23 (968) от 10 июня 2015г.