Top.Mail.Ru

Муниципальное автономное
учреждение культуры
города Набережные Челны
«Русский драматический театр
«Мастеровые»

Касса:
8 (8552) 39-19-36
ежедневно с 10:00 до 19:30Служба продаж:
+7 927 439 02 05
по будням с 9:00 до 17:00

Купить билеты

Главное меню

О нас пишут

Время кричать «Кукареку!»

Со 2 по 9 июня в Набережных Челнах прошел Фестиваль театров малых городов России (ФМТГР) под номером 18, его провели при поддержке двух ведомств, федерального и местного, Минкультуры РФ и Татарстана.

Новейшая история ФМТГР началась с 2010 года, когда по инициативе Евгения Миронова он стал ежегодным, а кроме того, превратился в центральное событие масштабного проекта Театра Наций (по поддержке театров малых городов), ощутимо изменившего театральную карту страны.

Статистические данные фестиваля – внушительные цифры, которые ежегодно увеличиваются: в его программах с 2010 года поучаствовало более 5500 профессионалов театра, было показано 216 спектаклей из 86 городов, а зрителями стали более 95 000 человек (это на момент старта XVIII форума, в котором приняли участие еще 350 театральных профи). А география ФМТГР такова: Москва, Лысьва, Балаково, Пятигорск, Коломна и Зарайск, Дубна, Вольск, Тобольск, Новороссийск, Камышин, Набережные Челны. При этом ФМГТР – уникален по организации: все его участники (актеры, режиссеры, директора театров, etc.) проводят на фестивале всё время – от первого дня до закрытия, и не только смотрят спектакли друг друга и слушают обсуждения критиков, которые с обаятельным философским цинизмом и одновременно нежностью к участникам ведет арт-директор фестиваля Олег Лоевский, но в оставшееся время повышают свою квалификацию (тренинги и семинары включают в себя все дисциплины: от сценречи и сцендвижения до юридических вопросов) и смотрят качественное кино (документальное и художественное) в специально организованном киноклубе. Можно себе представить, каких человеческих вложений требует организация столь многослойных процессов, так что команда Театра Наций во главе с Еленой Носовой, обеспечивающая бесперебойную работу, вызывает восхищение и огромную благодарность.

Это еще не говоря об обязательной культурной программе, которую также организует Театр Наций: ныне на трех больших автобусах участники отправились в Елабугу – в этом аккуратном купеческом городке прожила последние дни Марина Цветаева, провел детство Иван Шишкин, жила более 30 лет, выйдя в отставку, кавалерист-девица Надежда Дурова. К Дуровой не успели, а четыре памятных места Цветаевой – последний дом, памятник, литмузей и могилу, у которой председатель жюри ФТМГР-2021 Ольга Михайловна Остроумова прочитала «Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз // Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись!», посетили – тайна ухода гения так и осталась тайной, но основательно разбередила душу. Лечились в усадьбе Шишкиных, двухэтажном уютном доме с такими видами из окон, которые так просятся на полотна. Все вещи в усадьбе – подлинные, кроме обоев, воссозданных по фотографиям, и это отдельно впечатляет. Но лучшим видом в Елабуге оказалась панорама, открывающаяся от елабужского городища на широченную Каму – остатки самых древних строений городища принадлежали волжским булгарам и относятся к X веку. Всё это наша орава успела освоить за полдня до начала фестиваля, до того, как приехал Евгений Миронов и объявил Набережные Челны театральной столицей России на текущую неделю. А ближе к концу отправились еще и на градообразующее предприятие КАМАЗ, где, в музее славной истории наших гонщиков – победителей трассы «Дакар», фотографируясь на фоне мощно тюнингованного грузовика, узнали, что действующий президент Татарстана Рустам Минниханов – мастер спорта по автогонкам, и каждый раз лично провожает гонщиков команды «Кamaz Master» на главную гонку мира, делая круг за рулем гоночного грузовика-участника грядущего «Дакара».

Фестиваль – это только верхушка огромного айсберга, которым по сути является системная программа поддержки театров малых городов Театра Наций. А в течение года идут лаборатории в малых городах, в результате которых театры осваивают новые тексты и сотрудничают с опытными режиссерами, что, конечно, и обеспечило в конечном итоге тот сдвиг, который Миронов определил фразой: «В России практически исчезло театральное захолустье, и с каждым годом всё больше театров малых городов, о которых прежде в столицах не слышали, попадают в афишу «Золотой Маски». Всё это так, не поспоришь, и в этом смысле деятельность самого Евгения Миронова, который не просто лично ведет работу по подготовке каждого фестиваля – курирует партийную программу «Культура малой Родины» в разделе «Театр», знакомится и договаривается с руководством каждого конкретного города о поддержке фестиваля и открывает фестиваль, прилетая на день в город, но и защищает театры, если их отношения с руководителями их городов становится проблемными, – невозможно переоценить. Количество сложных театральных ситуаций не так уж и мало, но и число их счастливых исходов – как, например, в истории с Коми-Пермяцким драматическим театром имени Горького, где директора не уволили после письма Миронова, и большой национальный театр продолжил интересно работать и принял участие в нынешнем фестивале, – тоже растет.

Надо сказать, обаяние Миронова иногда воздействует на людей самым невероятным, но неизменно позитивным образом. На прошедшем фестивале гостевым спектаклем (это еще один традиционный бонус от организаторов участникам) был кукольный спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин», который создали Тимур Бекмамбетов (текст и постановка) и его племянница, неоднократный лауреат «Золотой Маски» Анна Викторова (режиссура и куклы). Спектакль родился из лаборатории Театра Наций. Так что было слишком много поводов везти в качестве подарка фестивалю именно его. Марионетки, придуманные Аней Викторовой и созданные Виктором Антоновым, имеют подробную человеческую пластику и мимику, озвучивают их прекрасные актеры – Евгений Миронов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина. Соавтором занятного философского текста стал Ильгиз Зайниев, татарский драматург и творческий лидер театра «Экият» (Казань). А одним из сюжетных ключей стал смешной, но важный ритуал: каждый, кто хочет найти свой путь и пойти по нему, должен, кем бы он ни был, прокукарекать. Это почти йогический акт отсечения привязанностей – к роду, виду, собственным установкам – преодоление границ. Так вот, опоздавший к началу спектакля по причине присутствия в городе премьера Мишустина, но посмотревший большую часть спектакля мэр города Набережные Челны Наиль Магдеев вышел на сцену во время поклонов и не только рассказал зрителям, какое это счастье, будучи хозяйственником, взять и построить в городе современный театр (один современный театр – Татарский национальный – Магдеев уже построил, в нем была показана примерно треть фестивальных спектаклей, сейчас строится новое здание для русского драматического театра «Мастеровые»), но и предложил всем собравшимся прокричать «Кукареку» – и сам подал пример. Так остроумно, неформально и отважно начался XVIII Фестиваль театров малых городов России в Набережных Челнах, который, как и многие форумы пандемического периода, должен был случиться год назад, но напоролся на локдаун...

...Классики держат удар

Спектакли по классике заняли чуть меньше половины афиши, это если причислить к ним интерпретации Николая Коляды (его пьесу «Ноженьки, ноженьки, ноженьки» по «Старосветским помещикам» Гоголя поставила в Коми-Пермяцком драмтеатре Татьяна Воронина) и Ярославы Пулинович (пьеса «Головлёвы. Маменька» по Салтыкову-Щедрину приглянулась Даниилу Безносову и появилась в репертуаре Нижнетагильской драмы).
Однако, в моем личном рейтинге постановок по классике первую строку разделили два спектакля: один – провальный, но стоящий многих побед, другой – сделанный по Достоевскому, но без «достоевщины». Первый – «Три сестры», которые Денис Хуснияров, главреж челнинского театра «Мастеровые» – одного из постоянных участников ФТМГР – поставил как читку в черном кабинете. Кроме черных стен в пространстве сцены – мигрирующая по планшету платформа черной стеной и тремя черными кроватками, застеленными черным бельем и с фотографиями трех маленьких девочек над ними: иначе как надгробия их трудно интерпретировать. Денис Хуснияров говорит, что начинали репетировать обычный спектакль, но он обнаружил, что ничего не складывается, не смыкается – и прежде всего, текст с сегодняшними артистами. Тогда и пришло решение максимально от текста отстраниться. Артисты действительно читают текст предельно нейтрально, появляясь на сцене и покидая её в соответствии с ремарками, которые тоже зачитываются. Спектакль идет с тремя антрактами, предписанными Чеховым. Единственное, что остается – закрепленные роли. Никаких интерпретаций и никакой театральности. Испытание это, скажу я вам, нешуточное, потому что всё ключевое у Чехова – в подтекстах и паузах. Причем, испытание и для актеров, и для зрителей. Насколько мучительно для каждого из актеров вакуумное существование, становится понятно в третьем акте, который, как все, конечно, помнят, на две трети представляет собой разговор трех сестер в темноте в общей комнате, потому что практически всё свободное пространство дома занято погорельцами. У Хусниярова в третьем акте сестры придавлены к залу черной стеной – так что отчетливо видно, что никакой отстраненности уже не сохранить и нереализованные эмоции проливаются непрошенными слезами, звучат в срывающихся голосах и вот-вот, кажется, разорвут артистов на части. Причем, этот эффект возникает не только у молодых артистов – таких, как, например, Евгений Гладких (Андрей Прозоров и Василий Соленый), которому жюри присудило премию за лучшую мужскую роль, но и у сильной опытной актрисы Марины Кулясовой (Ольга). Так что в результате к финалу складывается история, вполне созвучная чеховской – о непрожитых паузах и неосуществленном партнерстве, для актера убийственных. По сути, после такого дерзкого и результативного эксперимента надо заново браться за «Трех сестер» – и реализовывать накопленное...

Жанна ЗАРЕЦКАЯ.
Журнал "Театр."
Полный текст статьи http://oteatre.info/vremya-krichat-kukareku/

 

 

 

ВНИМАНИЕ! БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛИ ПРОДАЮТСЯ ТОЛЬКО НА НАШЕМ САЙТЕ