О нас пишут
УСПЕШНЫЙ ТЕАТР - ЭТО БОЛЬШАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ РАБОТА
- 08 февраля 2024
В Набережных Челнах (Республика Татарстан) недавно завершила работу выездная творческая лаборатория Театра Наций по современной драматургии. Основной ее площадкой стал Русский драматический театр "Мастеровые". В следующем году театр отметит 50-летие, и в городе появится свой собственный театральный фестиваль. Об этом и многом другом рассказал "РГ" директор "Мастеровых" Армандо Диамантэ.
Сколько в вашем городе театров?
Армандо Диамантэ: Немного на полмиллиона жителей: Татарский драматический имени Гилязова, кукольный, два частных и "Мастеровые".
Я наслышана, что у вас прекрасная труппа, что зрители любят "Мастеровых". Давно вы руководите театром?
Армандо Диамантэ: Десять лет. До меня это был "худруковский" театр - здесь был художественный руководитель Валентин Ярюхин. В 2004 году с приходом в театр этого самобытного и опытного режиссера, выпускника ГИТИСа, ученика Марка Захарова и Анатолия Васильева, началась новая история "Мастеровых". Театр получил муниципальный статус и первое небольшое здание. Валентин Никитич ушел отсюда в 2011 году, и театр находился на перепутье: здесь не было худрука, у меня было ощущение, что внутри происходит брожение.
Вы были поклонником этого театра?
Армандо Диамантэ: Я был членом наблюдательного совета - состоящего из представителей общественности города, смотрел все спектакли, у меня здесь было много знакомых, знал ситуацию изнутри. В то время я работал на телевидении, руководил каналом. Но мне интересно было поработать в театре: и с творческой стороны, и с точки зрения менеджмента. В 2013 году меня назначили директором "Мастеровых". Помню, тогда вышла премьера - "Васса" режиссера Петра Шерешевского.
Что я заметила, изучив сайт вашего театра: у вас преобладает питерская режиссура! Шерешевский, Георгий Цнобиладзе, Андрей Гаврюшкин, Денис Хуснияров, Валентин Левицкий, Семен Серзин, Вера Попова, Вадим Романов, Илья Архипов…
Армандо Диамантэ: Питерский "уклон" связан с тем, что я познакомился в Петербурге с Денисом Хуснияровым, главным режиссером Камерной сцены Театра на Васильевском. Мне очень понравился его спектакль "Одинокие" Гауптмана, и я пригласил его к нам на постановку. Так у нас вышла "Кроличья нора" .Линдси-Эбера , и следующие шесть лет он был у нас главным режиссером. Этот спектакль, к слову, был показан в Москве на сцене Центра имени Мейерхольда в рамках программы "Маска Плюс".
Благодаря Денису у нас был поток режиссеров, художников из Петербурга. Это было прорывное время для "Мастеровых". Потом Хуснияров стал худруком Самарского ТЮЗа. Следующие два года нашим главрежем был Андрей Шляпин.
В 2022 году мы получили новое здание - благодаря руководству страны, правительству Республики Татарстан, администрации города. До этого у театра было небольшое собственное здание, в котором раньше располагался Интерклуб. Нам повезло, что Владимир Владимирович Путин приезжал в Казань и встречался с общественностью Республики. В то время в Набережных Челнах шла реконструкция Татарского драматического театра, и появилось поручение президента построить здание для Русского театра. В общей сложности театр обошелся в 2,2 миллиарда рублей. Построили его за 23 месяца. И вот мы уже второй сезон здесь работаем.
В 2025 году у театра юбилей - 50 лет. Уже планируете что-то сделать для зрителей?
Армандо Диамантэ: Хотим, чтобы у "Мастеровых" появился собственный фестиваль. Поначалу - всероссийский, далее, возможно, он станет международным. Время покажет. Скоро мы объявим об этом, и милости просим театры присылать заявки. В 2019 году Театр Наций провел в Челнах Фестиваль театров малых городов России. "Мастеровые" тогда взяли Гран-при. А в 2023 году у нас проходил Фестиваль зарубежных театров.
Сейчас у вас нет главного режиссера и худрука. Нет желающих работать в Набережных Челнах? Или вам так удобнее - чтобы был директорский театр?
Армандо Диамантэ: Причина не в том, что нет желающих занять эту должность. В 2023 году мы расстались с Андреем Шляпиным в хороших отношениях. Каждый пошел своим путем.
Поиск руководителя - процесс длительный. Мы присматриваемся к разным режиссерам - к тем, кто приезжает к нам на постановку, а также к тем, кто у нас не ставил. Нам нужен единомышленник. Напишите, что нам нужен и завлитчастью, с театроведческим образованием. Вдруг кто откликнется. И еще вакансия - заведующий постановочной частью.
Меня поразило в эти дни, что на спектакль "Очень простая история" не попасть, все билеты были проданы: и не премьера, и не праздники, к тому же Большая сцена. Какой-то ажиотаж вокруг него. Зрительский хит?
Армандо Диамантэ: Этот спектакль выпущен еще в "эпоху" Ярюхина, в 2007 году, но все время идет на аншлагах. Были предложения снять его с репертуара - в связи со сменой актеров (уже 16 лет играют!). Сменилось поколение зрителей. Его смотрели мамы и папы, теперь - их дети. Да, наш театр меняется, сейчас мы выпускаем немного другие спектакли, но у этой "…простой истории" есть поклонники, поэтому пусть идет. Проблем с пустыми залами у нас нет. Популярны и "Убийство в Восточном экспрессе", "Свидетель обвинения", "Дуры мы, дуры". Хорошо ходят на "Пигмалион. Шоу". То есть комедии и детективы зрители особенно любят. Один из любимых, проходит с аншлагами уже седьмой год спектакль "Собачье сердце" Семена Серзина.
Поделитесь секретами успешного театра.
Армандо Диамантэ: Успешный театр - это большая маркетинговая работа. Идет борьба за внимание зрителей, их досуг. Как человеку провести время вечером или в выходные дни? Пойти на хоккей или в театр? В Органный зал или Филармонию? В Дельфинарий? Или остаться дома у телевизора? Нужно продвижение, нужна реклама. Это работа. Тут и забота о зрителях. Например, после каждого спектакля наших зрителей бесплатно развозят по городу автобусы.
Наверное, вы обратили внимание, что у нас очень хорошая стоянка - для большого количества автомобилей. Освещенная. Дорожки расчищены от снега. Все должно быть безупречно. О том, где будут стоянки для владельцев личного транспорта, где зрителей будут ждать автобусы - мы думали заранее, когда проектировали здание театра. На спектакли нередко приезжают зрители из других городов, на больших автобусах, которые тоже нужно куда-то поставить. Сейчас идут сильные снегопады. Вот бухгалтерия принесла мне счет: за уборку снега в январе мы заплатили 800 тысяч рублей. По меркам нашего города, сумма немаленькая.
Мелочей в нашем деле нет. Как встречают в театре зрителей, что им предлагают в антракте - все это важно. У нас живая музыка звучит в фойе, всегда что-то интересное происходит. Кулеры с водой - не за кулисами, а для зрителей - такого ни в одном театре не увидишь. В старом здании в антракте мы угощали зрителей и чаем, конфетами. Бесплатно. Когда началась пандемия, нам запретили это делать. А здесь - уже другие масштабы. Хотя во время новогодних представлений мы предлагаем зрителям шампанское.
У вас очень уютно, красиво - публика фотографирует в фойе и в залах.
Армандо Диамантэ: Да, постоянно. Мы задумались о специальных фотозонах - надо это сделать. В театре должно быть комфортно. Не только в зале во время спектаклей. Но и в гардеробе, в фойе. Очень чистыми должны быть туалеты. Должен быть вежливый персонал. Доступная среда для малоподвижных посетителей. И разные "плюшечки" вроде бесплатной воды и автобусов. Выделяем бесплатные билеты для инвалидов - и одного сопровождающего. У нас есть специальная ложа для них. Мы работаем как коммерческая структура - идет борьба за посетителей, и не должны жаловаться на отсутствие денег: мол, мы ведь бюджетное предприятие, не богаты... Уют людям мы в состоянии обеспечивать.
Внимательно следим за таймингом: сколько люди стоят после спектакля в очереди в гардероб. Если видим, что дело продвигается медленно, сразу приходят на помощь еще сотрудники. Нужно уложиться в максимальные 7 минут. Следим за очередями в буфеты и туалеты - успевают ли зрители на спектакль. Очереди - это вечная проблема в театрах. Понимаете, должен быть очень серьезный подход к работе. Никакого высокомерия. На любые замечания надо реагировать.
Сколько площадок у вас теперь?
Армандо Диамантэ: Большой зал, Малый, Бэби -зал, иногда показываем спектакли в репетиционном зале и на планшете сцены.
А формирование репертуара? Как оно проходит?
Армандо Диамантэ: У нас своя тропинка. Мы предоставляем публике разнообразие: есть "зрительские" спектакли, есть фестивальные, Малый зал выступает в роли экспериментальной площадки, проводим читки пьес, тестируем, как реагируют на них люди, и принимаем решение, брать ли в работу постановку. "Мастеровые" - не театр одного режиссера. Приглашаем разных режиссеров.
Какую премьеру готовите?
Армандо Диамантэ: В этом сезоне мы поняли, что у нас не хватает "зрительских" спектаклей, преобладают серьезные "полотна". Поэтому ищем сейчас комедии - лирические, трогательные, понятные простому зрителю. Со смыслом, взывающие к добрым чувствам.
В марте выпускаем спектакль "Случайный визит" по пьесе Птушкиной "Пока она умирала". Дальше будут "Весы" Гришковца (под названием "Папаши"). В апреле - "Горка" Житковского.
В следующем сезоне пополним классический репертуар. В сентябре московский режиссер Кирилл Сбитнев выпустит "Капитанскую дочку" Пушкина. В процессе обсуждения еще несколько постановок. Возможно, вернемся к Гоголю - из афиши ушли спектакли "Женитьба", "Ревизор".
В январе в нашем театре прошла выездная творческая лаборатория Театра Наций по современной драматургии при поддержке Министерства культуры РФ. Шестеро молодых режиссеров из Москвы - магистранты мастерской профессора Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ - ставили эскизы с актерами нашей труппы. Мы приняли решение: три эскиза этой лаборатории взять в работу - режиссеры приглашены на постановку спектаклей.
Нас не останавливает то, что ребята еще очень молоды, не имеют опыта больших постановок в крупных театрах. Мы очень мобильные. В мире театра нужно постоянно пробовать, искать, экспериментировать, ничего не надо бояться. Рано или поздно что-то выстрелит. Вот мы рисковали, пойдут ли зрители на "Гиперболоид инженера Гарина" по фантастическо-сатирическому роману Алексея Толстого, произведению непростому. А теперь видим, как любят этот спектакль.
Современный директор театра - какой он?
Армандо Диамантэ: Прежде всего - продюсер. Должен понимать, зачем человек идет в театр, знать целевую аудиторию - для кого мы выпускаем спектакль, и приглашать на него именно тех зрителей. Мы продавцы эмоций, и не надо этого стесняться. Человек хочет интересно провести досуг. Надо помнить, что основной зритель в театре - женщины. Поэтому при выборе пьес мы ориентируемся на женскую аудиторию.
Театральный менеджмент у нас в стране отстает. Приходишь в театры, хранители старых традиций - вас встречают пожилые тетушки с программками (дай бог им здоровья!). Мы - за современный подход. Людей надо любить и уважать, с ними надо разговаривать. Что мне нравится - в театрах публика охотно идет на разговор, и я все время беседую с людьми в антракте, после спектакля. Зритель - главный человек в театре (не директор, не артист, не режиссер…). Отрицательные отклики мне очень интересны. Ну не может спектакль понравиться абсолютно всем. Директора театра часто воспринимают как хозяйственника. У меня диплом с отличием психологического факультета. Понимаю особенности человеческого восприятия.
"Мастеровые" - русский драматический театр, единственный в городе профессиональный (и два - любительских), а зрители разные, спектакли любят разные, и мы начали ставить спектакли на разные вкусы. Классические, сентиментальные, современные, авангардные, в жанре шоу… Единственный критерий - это должно быть профессионально. А зрителю надо выбрать "свой" спектакль - тот, который ему ближе.
Есть проблема: современный зритель с его клиповым мышлением тяжело воспринимает 4-часовое чеховское томление на сцене, около самовара, когда герои вздыхают и повторяют: "В Москву, в Москву!" Молодой зритель вообще этого не понимает: какая проблема - поехать в Москву?
Сейчас Чехова надо ставить так, чтобы в зале были не только три-четыре пожилых тетушки, учителя литературы… Мне понравился "Дядя Ваня" в Вахтанговском театре, "смотрибельные", интересные "Три сестры" Богомолова в МХТ. Когда я в антракте вышел подышать свежим воздухом, увидел, как тетушки в меховых нарядах уходили из театра. "Вы куда, дамы? - спросил я их. - Спектакль же еще не закончился". - "Нет, мы к такому не готовы - предпочитаем классические постановки". Понятно, Богомолов - не "их" режиссер.
Жизнь меняется, времена меняются, почему не должен меняться театр? Это синтетический вид искусства, он развивается. И массовый - помним об этом.
8 мая 1975 года состоялась премьера спектакля "Дороги, опаленные войной", поставленного по стихам фронтовых поэтов выпускником Московского государственного института культуры Юрием Колесниковым. После ее защиты молодой специалист, принятый на строящийся автогигант "КамАЗ", создал театральный коллектив на базе подшефной для завода двигателей школы № 19. Участниками театральной студии стали молодые рабочие - отсюда и родилось название "Мастеровые".
СВЕТЛАНА МАЗУРОВА
"Российская газета"