Top.Mail.Ru

Муниципальное автономное
учреждение культуры
города Набережные Челны
«Русский драматический театр
«Мастеровые»

Касса:
8 (8552) 39-19-36
ежедневно с 10:00 до 19:30Служба продаж:
+7 927 439 02 05
по будням с 9:00 до 17:00

Купить билеты

Главное меню

О нас пишут

Когда сама подписала себе приговор…

Спектакль «Васса» по пьесе М.Горького, поставленный в театре «Мастеровые», можно назвать оригинальной работой режиссера П.Шерешевского. Уже само начало предвещает необычную историю.

Вначале Дядя Прохор рассказывает нам о существовании греческой легенды об Одиссее, побывавшем в аду и решившем, что там совсем не страшно, а скучно. Слова Прохора в пьесе находятся вовсе не в начале, но режиссер их применяет в качестве эпиграфа. Должно быть, режиссер хотел дать нам намек на последующие события. На ад, который не страшный, а скучный. Но страх в доме Вассы есть от чего испытывать.

Буквально с первых минут спектакля его давящая атмосфера держит нас в тисках. Сама обстановка темная, мрачная, с кучей спрятанных в доме тайн, полная интриг. Дом Вассы словно клубок сцепившихся гадюк. Весь спектакль зритель в напряжении. Кресла в виде безмолвных мрачных человеческих лиц. Руки, то появляющиеся, то исчезающие из их глаз. Внезапный леденящий крик служанки. И даже момент во второй части, когда все персонажи закрывают лица с помощью древнегреческих масок. Все это указывает на двуличность персонажей, на их тайные замыслы. Кресла выглядят не просто любопытно. По-своему интересны, они превращаются то в лица, то в трон Вассы, то в место, в котором можно свернуться калачиком от горя, как это делает Павел. Декорации выполнены в черно-бело-красной гамме. Как на похоронах. И в конце действительно понимаешь, что в этом доме похоронено все самое хорошее и доброе.

Актрисе, игравшей Вассу, удалось показать нам трагедию гордой, сильной женщины, которая когда-то поставила себя на позицию сильного человека и всю жизнь тащила тяжкий груз. Муж был гуляка, отчего и умирает. А Васса, взвалившая всё на себя, пытается сохранить то, что было создано ее руками на протяжении многих лет. И у нее, как и всякого матриарха есть верная правая рука, готовая на всё — Михаил. Они с мужем когда-то начали дело, чтобы обеспечить свою семью и передать его своим детям. Но к ее ужасу дети не удались и теперь некому передать дело всей жизни, которому отдано 30 лет. Васса делала всё ради детей и стала настолько авторитарна и бескомпромиссна, что сама не заметила, как задавила их свои контролем. Все её дети, по сути, мечтатели, которые хотят изменить свою жизнь, но их мечты не выдерживают столкновения с реальностью.

Дочь Анна, которую играет Александра Комлева, сбежавшая с любимым человеком, лишена наследства. Она кажется уверенной в себе, добившейся чего-то в жизни, ведь она вышла замуж за офицера. Да только не всё так гладко, дети, которые и не от мужа вроде, трудные времена — не прожить на одну офицерскую зарплату. В ней чувствуется какой-то надлом, и актриса очень точно показывает это в своих интонациях. Она уже осознала реальность и, глядя на братьев, она понимает какие они еще дети по сравнению с ней, научившейся жить без родительской поддержки. А потому сразу видно, что она ведет свою игру, пытаясь получить наследство.

Один из сыновей Вассы, Павел, женился на «гулящей» женщине, на той, кого не в силах удержать. Кривобокий, закомплексованный мечтатель, поэтому его жена и презирает, не давая себя касаться. Он не только уродлив физически, он жалок и не состоялся как личность, так и не сумев вырасти. Для него мать выбрала судьбу — уйти в монастырь. Но он всё ещё пытается сопротивляться. Роль Павла исполнил Дмитрий Томилов – эта роль не случайно была отмечена критиками и наградами, он исполнил ее действительно отлично, вызывая у зрителя и жалость, и презрение одновременно.

Его жена Людмила — красивая девушка, как и дочь Вассы, мечтающая о лучшей жизни, пытается найти себя, но безуспешно. Как она говорит Вассе: ваш сад, сделанный вашими руками — это ДЕЛО. Это в моей жизни единственное хорошее, правильное. Только вы и знаете, как нужно жить, как правильно. Но в отличие от других актеров, эта актриса (Юлия Пацаль) не до конца раскрыла ту, кого играла. В одной из сцен, где была ее истерика, её отчаяние немного фальшивое.

Другой сын, Семен - бездельник и раздолбай, мечтающий о ювелирном магазине. Он не осознает, сколько труда нужно вложить, сколького лишиться, чтобы организовать свое дело. С этой ролью актер Михаил Шаповал справился отлично. Вся его инфантильность и несобранность видна, когда он высказывает свои мечты о «Ю» или ловит муху.

Роли Липы режиссер отвел большее место, чем отводил в своей пьесе ей Горький. Любовница-служанка Липа, с которой Семена свела мать, родила ему здорового ребенка, но под давлением Вассы его удавила. Затем также под давлением пыталась убить дядю Прохора. За ней, как говорится, воз грехов, но именно ей режиссер отводит роль Совести, которая позднее появляется в спектакле как призрак самоубийцы и преследует Вассу, пугая ее безумным смехом и ледяными прикосновениями. Здесь уже Липа существует для Вассы как некое напоминание о грехах. Да и чувствует ее и вздрагивает от нее одна только Васса.

Дядя Прохор мало что из себя по сути представляет. Кутила и гуляка. Но он тоже когда-то вложился в дело и теперь хочет забрать свое. Он думает о своем незаконнорожденном сыне-студенте и хочет хоть что-то ему оставить, обеспечить его хотя бы. И в итоге это становится поводом для Вассы подписать ему приговор. Хотя его-то становится жалко. У него мог быть шанс изменить свою жизнь. Герой Евгения Федотова, хоть и «безобразничает», но вызывает у зрителя все же симпатию.

Васса Железнова, делая всё ради семьи, никогда не считалась ни с их мнением, ни со средствами. Подложить под сына служанку, удавить позорного бастарда, убить мешающего брата мужа, уничтожить его письма к сыну, силой заставить умирающего мужа подписать документы о передачи наследства ей — и это неполный список грехов. Васса хладнокровно использует людей и выписывает им «приговоры»: служанке, собственной дочери или сыну, Прохору…. Она пытается дать свои детям будущее и, видя, что этого не ценят, она в них разочаровывается, не осознавая, что такими их сделала сама.

Светлана Акмалова, играющая Вассу, сумела показать и свою силу, и властность, и слабость, и надлом. Васса сходит с ума, она слышит детские крики, чувствует прикосновения мертвой служанки, слышит ее голос. Она еще пытается сказать Людмиле и своей дочери, что оставит наследство их будущим детям. Она мечется в безумии и кричит: «Полюбите меня хоть чуть-чуть. Мне большего не надо». В конце мы видим обезумевшую и сломавшуюся женщину, которую наконец-то настигли ее грехи. Ведь теперь она не может оправдываться перед собой, что это ради семьи. Она сама ее разрушила. В конце с ней остались только лишенная наследства дочь и любящая ее сад невестка Людмила. У неё нет здоровых внуков, детей она сама оттолкнула. Трагедия Вассы и других героев усугубляется моментом, когда герои носят свертки и вдруг в них оказываются камни. Они носят детей, которых нет, со страшными улыбками. Если нет детей, то нет продолжения жизни.

В конце спектакля в глазах зрителя стоят непролитые слезы. Отчаяние Вассы просто бьет ножом по сердцу.

Тема, поднятая режиссером, актуальна в любые времена. Любой современный человек поневоле может представить себя на месте Вассы. Главное вовремя понять, что никакое дело, никакие деньги не заменят близких людей. А ложь и коварство разрушают саму жизнь.

Автор: Алина ШИМАНОВСКАЯ 

ВНИМАНИЕ! БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛИ ПРОДАЮТСЯ ТОЛЬКО НА НАШЕМ САЙТЕ