Top.Mail.Ru

Муниципальное автономное
учреждение культуры
города Набережные Челны
«Русский драматический театр
«Мастеровые»

Касса:
8 (8552) 39-19-36
ежедневно с 10:00 до 19:30Служба продаж:
+7 927 439 02 05
по будням с 9:00 до 17:00

Купить билеты

Главное меню

Новости

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК ЖАННА ЗАРЕЦКАЯ О НАШЕЙ ПРЕМЬЕРЕ

«Педагогическая поэма» в «Мастеровых» в Набережных Челнах - спектакль, по поводу которого не возникает вопросов «а что вдруг?» Это глубоко личное, искреннее, даже яростное высказывание драматурга Ярославы Пулинович и режиссера Егора Чернышова Егор Чернышов.

Вообще успех большинства сегодняшних прорывных спектаклей, на мой взгляд, связан как раз с тем, что в них с первых сцен понятно, что у их авторов болит, причем, болит мучительно, до того самого известного «не могу молчать».

Главный сквозной сюжет спектакля, о котором речь – серия допросов Макаренко в особом отделе НКВД в 1936 году после написания им просьбы об освобождении его то должности помощника начальника Отдела трудколоний НКВД УССР. Тут важно, что маркирован спектакль – 12+, так что это еще и театральный урок, и у меня не раз в процессе действия возникало ощущение дежавю, которое к финалу оформилось во вполне конкретное воспоминание о детстве в Ленинградском ТЮЗе мастера ЗеЯ.

Воспитанники Макаренко из «Педагогической поэмы» появляются тут в двух других сквозных сюжетах: первый - где бывшие колонисты, а теперь просто качественные люди, преданные и подлинные, спасают учителя от ареста, встречая его на вокзальных платформах, снабжая билетами и провизией (один из них оказывается предателем, но до поры до времени известно только, что кто-то написал донос, так что присутствует еще и детективная линия); второй – во флешбэках, которых пять, по числу героев-воспитанников, которых Ярослава оставила в пьесе. Вот, собственно, и всё. Простая история-апокриф, которая родилась из того факта, что у скончавшегося от сердечного приступа в электричке Макаренко была найдена повестка в особый отдел НКВД. Но все ее составляющие так уверенно и искренне нанизываются создателями на живую нитку, что ты легко соглашаешься, что сейчас самое время возвращаться к азам, проговаривать очевидные вещи, которые вдруг стали неочевидными, проговаривать внятно и доходчиво, как талантливые педагоги преподносят новую тему. Так уж случилось, что честь, достоинство, личность, свобода оказались темами, которые надо заново проходить.

У художника Светланы Тужиковой и художника по свету Эмиля Авраменко ненавязчивое, но отчетливое пространственное решение. Кабинет следователя выглядит как огромное, неуютное пространство, вроде пустого спортивного зала, где ближе к авансцене расположились деревянные брусья, на которые периодически «взлетает» следователь, уверенно доминирующий над Макаренко, с трудом умещающимся за школьной партой. А пресловутая «яркая лампа в лицо» присутствует только на темном заднике – реплике школьной доски, исписанной формулами. Лампа тоже нарисована мелом, свет – настоящий, поставленный, а лицо Макаренко проецируется на доску в режиме реального времени. Потом кабинет исчезает, появляются то кровати, то стулья, то объемные доски на колесиках, которые, если их повернуть боком, походят на вагоны поездов. Все детали на колесиках – и легко передвигаются участниками спектакля, передавая стремительное движение времени и такую быструю смену эпох: от периода гуманистического идеализма до очередных заморозков в этой стране – пара шагов.

Следователь и Макаренко – люди из разных эпох, их, меняясь от спектакля к спектаклю, играют два замечательных актера: Александр Братенков и Константин Цачурин, которого я заприметила еще в «Парафразе» у Дамира Салимзянова и с которым очень повезло теперь театру «Мастеровые». Идея рокировки – тоже рабочая и очень интересная, детали напишу в тексте, а здесь только скажу, что она работает еще и на идею, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, и тот, кто не делит людей на нормальных и «дефективных» и убежден, что карцеры, заборы, телесные наказания – зло в любом случае, - прав в любую эпоху, а тот, кто сохраняет верность этим идеям в эпоху репрессий – герой, часто (как в случае с Макаренко) расплачивающийся жизнью.

И есть в спектакле еще один персонаж из eternal Russia: монументальная инспекторка из наробраза Шарина - героиня Марины Кулясовой, классическая, неизживаемая червоточина отечественной системы, узнаваемая настолько, что чиновникам-созидателям (а само появление такого спектакля говорит о том, что они существуют) стоило бы скинуться на букет.

И исключительно хороша Александра Петрова в роли педагога «из бывших» Лидии Петровны: походка, осанка, жесты, взгляды – всё про безусловные гордость и благородство, мало кто из актеров сегодня способен такое сыграть, тело выдает. Да и в целом к актерам не придерешься, хотя в одном из составов в роли колонистов на сцену выходят вчерашние студенты. Видимо, история о том, что «только в свободном обществе можно воспитать счастливого человека», и о том, что воспитывать в человеке стоит исключительно самоуважение, а остальное приложится, отозвалась во всех и очевидно отзывается в зале.

Отдельно стоит сказать про оригинальную музыку Сергея Ушакова и работу видеохудожника Игоря Домашкевича – в том и в другом случае работа мастерская.

Так что искренне поздравляю всех причастных и весь театр «Мастеровые», включая директора Армандо Луиджиевича Диаманте, заместителя директора Наталия Матиос и все цеха, которые справились в колоссальными челленджами. Долгой счастливой жизни этому важному своевременному спектаклю для семейного просмотра, который стимулирует содержательные беседы о главном в каждом доме!»

Билеты на спектакль можно приобрести на сайте театра, по ссылке  https://vk.cc/cD315r А также покупка и бронь билетов ежедневно в кассе театра +7(8552)391-936

ВНИМАНИЕ! БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛИ ПРОДАЮТСЯ ТОЛЬКО НА НАШЕМ САЙТЕ