Пора в театр!

О нас пишут

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ В «Д.Н.К.» ПОД МАСКОЙ ШИМПАНЗЕ?

Пьесу «Д.Н.К.» Дениса Келли почти невозможно отыскать на просторах Интернета, постановку очень интересно смотреть и невозможно забыть! Девятого апреля в стенах Русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах прошёл учебный показ спектакля театральной студии "Подмастерья", поставленного по пьесе британского писателя Дениса Келли под названием «Д.Н.К.». Главные герои в ней – стая шимпанзе. В процессе постановки зритель наблюдает за бесчинствами и ужасом, творящимся в кругу «обезьян». Установленные порядки в стае воспитали их жестокими и равнодушными друг к другу, так было, есть и будет всегда, но с холодным нравом этих существ ничего не поделаешь, ведь код Д.Н.К. уже не перепишешь…
После представления мне удалось взять интервью у одной из участниц труппы Анастасии Бусалаевой, эта девушка воплотила на сцене Лию.

«Чужой среди своих»

-  Для начала, расскажи про свою героиню: чем она на тебя похожа и в чём, наоборот, вы с ней разные?
-  Актёр так или иначе подгоняет образ под себя, поэтому Лия похожа на меня во многом. Например, я придираюсь к каждой мелочи, дотошно отношусь к тому, как я выгляжу и что говорю так же, как и мой персонаж. Разве что, различие есть в отношении Лии к Филу, так как она более аккуратна, более женственна, тогда как я сама в жизни могу быть весьма резка. В Лие мне нравятся её взгляды на жизнь, ибо она кардинально отличается от всех остальных действующих лиц пьесы. Она очень сильно выделяется из общей массы, ибо, если прочие герои как-либо похожи друг на друга и связаны между собой, то она не такая, как все. Это выражается во всём: в поведении Лии, в её словах. Брайан, Кэтти, Крис, Сью (персонажи пьесы) все как под копирку, у всех у них похожие взгляды и образ мышления. Да, в их «стае» есть главарь, есть «шестёрки», доносчики и исполнители. Есть и те, над кем издеваются, а Лию нельзя отнести ни к одному из этих «ролей» в социуме. Она вроде и с ними, но в то же время сама по себе, отделена от них.
- Можешь описать Лию тремя словами, которые бы полностью её характеризовали? Объясни, почему именно эти качества ты в ней выделила.
- Довольно сложно! Думаю, Лия – это рефлексирующая, решительная и импульсивная. Несмотря на то, что в начале действия в ней ярко не выделена решительность, уже тогда зарождалась мысль в конечном итоге покинуть своих друзей. Все остальные остались на своих местах, но Лия единственная, кто смогла найти в себе силы выйти из этого повязанного общества.
- Сколько времени у тебя уходит на то, чтобы подготовиться к роли? Тебе нужно было время, чтобы настроиться?
- Учитывая, что ты в своего героя вкладываешь очень много и от себя тоже, то на подготовку и настрой уходит не так уж и много времени. Всё-таки, так как в процессе непосредственно действий на сцене актёры за кулисы не уходят, то ты морально себя настраиваешь, пока твой персонаж не задействован в происходящем. Хватает буквально десяти минут за кулисами перед самым началом спектакля, чтобы привести мысли в голове в порядок и поймать правильный настрой.
- Помимо героини Лии ты рассматривала ещё какие-нибудь роли для себя? Как проходил подбор актёров на роли?
- Когда нам читали пьесу в первый раз, я сразу подумала: «Лия классный персонаж, чем-то даже она на меня похожа». Ещё в самом начале меня очень зацепил персонаж Фила. Наверное, этот его легкий эгоизм. Он тоже какой-то не от мира сего, Фила тоже можно выделить. Собственно, так и получилось, что именно у Лии и Фила больше всего диалогов и взаимодействия. Они оба обособившиеся от остальных. Я хотела пробоваться на Фила, потом мне ещё предложили пройти пробы на роль Крис и на Лию. В итоге мне досталась роль Лии. Должна сказать, в каждой есть эта частичка «нежной Лии», но в ком-то больше от Джен, кто-то выразительнее смотрится в амплуа Сью. Наверное, роль Лии подходила мне больше, нежели Крис или Фила.
- Каково это – учить столько текста? Относительно остальных актёров, тебе досталось много реплик, у Лии много монологов.
- На самом деле, учить столько текста было для меня несколько проблематично! Но наш преподаватель предложила нам действовать по ходу. То есть, реплики мы учили в процессе прогонов сцен спектакля. Я имею в виду, что, когда ты играешь свою роль и у тебя, в зависимости от действия всё равно возникает определённая мысль, которая в конечном итоге совпадала с тем, что было прописано в тексте произведения. Конечно, очень много приходилось учить, но в результате постоянных репетиций, как это и бывает обычно, слова и фразы откладываются в голове. Тем не менее, без импровизации тоже не обошлось! Например, во время премьеры спектакля так же иногда приходилось быстро импровизировать. Во время спектакля я поняла, что забыла свой текст, и тогда мне пришлось поменять местами несколько реплик в своём монологе, чтобы в итоге это всё звучало складно. Поэтому очень важно, чтобы товарищи по «цеху» понимали, в каком месте была допущена вольность, и умели подхватить в нужный момент.
- В спектакле упоминаются два вида обезьян – шимпанзе и бонобо. Шимпанзе – безжалостные и хладнокровные, а бонобо – очень дружелюбные и любящие. Тем не менее, главные и единственные герои – шимпанзе, среди которых и твоя героиня Лия. Но, несмотря на то, что все прочие «особи» ведут себя как и полагается их виду, Лия в конечном счёте не выдерживает и покидает стаю из-за жестокости её сородичей по отношению друг к другу. Как ты думаешь, с чем это может быть связано? Получается, среди шимпанзе тоже могут быть добросердечные представители?
- Монолог Лии, где она рассказывает про бонобо и шимпанзе, в нём не столько говорится о различии обезьян, сколько о том, что в этих «идеальных» бонобо всё равно есть свои недостатки. В каждом можно найти недостаток. Когда мы готовились к роли, наш преподаватель поделилась информацией, которую вычитала: если бонобо живут спокойно и мирно по одну сторону Нила, то шимпанзе по другую приходится именно выживать, так как на их половине есть ещё один вид обезьян, который их терроризирует. Шимпанзе сложнее доставать себе пищу, труднее выжить, поэтому они и готовы отдать своего на съедение, лишь бы выжить самим. Это жестокая правда. Бонобо же не приходится идти на такие крайности, ибо они не делят ни с кем территорию. И всё же даже шимпанзе где-то глубоко внутри бонобо: Лия не может терпеть всей жестокости со стороны своих «сородичей» к Эве, и даже у Фила в финальной сцене пробивается слеза. Тут уже вопрос не столько в Д.Н.К. обезьян, сколько в том, готов ли ты оставить это всё. Думаю, Лия что-то среднее между бонобо и шимпанзе. Если все остальные шимпанзе уже привыкли к этой ужасной правде жизни, то Лия не может с этим смириться, ей не комфортно. Этим ещё она и выделяется.
- Как считаешь, какое будущее может ждать твою героиню?
- Финал у спектакля довольно открытый. Я думаю, что Лие рано или поздно пришлось бы адаптироваться под общество: либо она стала бы одиночкой, либо нашла бы некую нейтральную сторону, чтобы не быть ни на одной стороне конфликта.

Закулисье

- До этого ты говорила, что некоторые персонажи были заменены и несколько изменены. Как ты считаешь, с чем могли быть связаны намеренные перемены? В остальном, вы полностью придерживались сценария пьесы или это скорее было по её мотивам? Почему? Пришлось ли адаптировать каким-либо образом работу Дениса Келли под нашу аудиторию?
- Из-за того, что в нашей труппе актёров всего три мальчика, пришлось переделывать некоторых мужских героев пьесы под женские. Какая-то адаптация самой пьесы под нашу аудиторию всё-таки была, потому что она американского автора и у них другая культура, другой менталитет. Какие-то фразы приходилось заменять, какие-то вообще убирать. Не кардинальные, но пьеса претерпела какие-то лёгкие изменения и правки. В основном – это та же пьеса с тем же посылом и главной мыслью, просто перекроенная так, чтобы русскому зрителю было привычнее и понятнее.
- Что происходило за кулисами уже после спектакля? Какие комментарии и замечания говорила вам ваша наставница?
- Здесь нет оценки «хорошо» или «плохо», есть «точно» или «неточно». Получились моменты, когда были очень точные попадания, были и такие, когда можно было сыграть немного по-другому, но театр он на то и театр, и один спектакль уже не может быть точной копией другого, каждый несёт в себе свои особенности. Сегодня у тебя одно настроение, завтра – другое, это тоже влияет на то, что в итоге получается изобразить на сцене.
- Как ты сама думаешь, какие важные темы поднимает эта постановка? Актуальны ли они в наши дни?
- Обезьяны – всего лишь некая метафора. Шимпанзе в пьесе очень сильно были очеловечены, эти герои отражали современное человеческое общество. До людей проще доносить идею и мысль, когда что-то одно сравниваешь ещё с чем-то другим. Проще людям смотреть на себя со стороны. И эта постановка в первую очередь для подростков, в ней поднимаются именно подростковые проблемы. Тинэйджеры в своём возрасте очень часто гнобят тех, кто как-то хуже, тех, задирают того, кто какой-то не такой. Пьеса очень жестокая: показано убийство, убийство подростка, и то, как остальные пытаются выпутаться из этой пренеприятной ситуации. Выходят герои из этой ситуации тоже довольно таки сомнительным образом, применяя вновь грубую силу и жестокость. Проблема очень актуальна, и люди должны задумываться об этом. Потому что довольно таки страшно, когда твоего сверстника унижают, ты об этом знаешь, но не можешь и не хочешь никак помочь, потому что тогда и сам попадёшь под перекрёстный огонь и окажешься в аутсайдерах.

Никита КОЧНЕВ, воспитанник Клуба юных журналистов «Перышко» МЦ «Заман»