О нас пишут
Полёт в детство
- 24 мая 2022
11 мая в Русском драматическом театре «Мастеровые» (г. Набережные Челны) состоялась премьера спектакля «То самое» по пьесе Дмитрия Калинина. Для театра это событие по-своему знаковое: это первый спектакль, поставленный новым главным режиссёром Андреем Шляпиным, и последняя премьера на родной, «намоленной» сцене – осенью театр переезжает в новое здание.
Когда я прочла пьесу «Кое-что о том самом и не только…», по которой поставлен спектакль, я испытала лёгкое недоумение: и дети какие-то странные, и разговаривают как-то неестественно. Но Андрей Шляпин подобрал такой ключ, что в спектакле всё чудесным образом встало на свои места. И «путешествие на Марс в одном действии», как определил жанр пьесы автор, обернулось «путешествием в себя».
Главный герой, мальчик Дима (Алексей Ухов), повзрослел и превратился в скучного, недовольного жизнью клерка. На сцене выстроен гротескный мир офиса с гигантскими, в потолок, канцелярскими папками, дверями, табличками и бумагами, среди которых снуют офисные работники - неутомимые «белые воротнички» (художник – Елена Сорочайкина). И вот однажды Дима, не в силах больше влачить существование «офисного планктона», мысленно возвращается в своё детство, силясь отыскать там «то самое» - главное, настоящее, чем он владел ребёнком и что потерял, став взрослым. С этого, собственно, и начинается история.
А дальше чопорные офисные дамы превращаются в девочек из Димкиного двора: Галю - его любовь с огромным розовым бантом (Александра Логинова), безответно влюблённую в него четырёхлетнюю Олю (Камиля Фасахова) и сплетницу Ядвигу, продающую новости за шоколадные конфеты (Анастасия Константинова). А в застёгнутых на все пуговицы клерках просыпаются мальчишки: шепелявый очкастый Вовка, гениальный изобретатель, готовящий полёт друзей на Марс (Михаил Шаповал), местный хулиган Серёга, постоянно рвущийся дать кому-то в бубен (Николай Строгонов), пай-мальчик Ярослав, сын дипломата (Андрей Щербаков) и маленький блаженный Кука, то ли ребёнок, то ли ангел (Евгений Федотов). Единственный взрослый в этом мире – суровая баба Люба, в которой, впрочем, в конце концов тоже просыпается ребёнок (Евгения Яковлева).
И это забавное несоответствие «формы» и «содержания», взрослости и детскости в одном лице, становится неисчерпаемым источником анекдотических, абсурдных и невероятно смешных диалогов и ситуаций. Чего стоит одна только сцена с Серёгой, когда в знак примирения с Димкой он степенным мужским жестом ставит на стол бутылку…кока-колы. Или появление маленькой Оли, водрузившей на голову гигантский бант – «как у Гали», чтобы понравиться Димке и вымолить у него поцелуй. Или мудрые советы малыша Куки – «Ись! Ись!» («Мирись!»), «Ин-ня!» (скажи «извини меня!»), «Лю-лю-лю!» (скажи «люблю!»), которые он даёт отчаявшемуся Димке, глядя поверх голов зрителей голубыми глазами маститого заслуженного артиста Евгения Федотова. Актёры работают озорно и азартно, чувствуется их доверие к режиссёру, их очевидное взаимопонимание.
«Тем самым» оказываются для Димы любовь, дружба и вера. Алексей Ухов с отчаянной детской серьёзностью играет переживания своего героя – ревность, предательство, зависть, отчаяние, сомнение, радость разделённой любви и дружбы. Музыка в спектакле – тоже родом из детства. Узнаваемая с первых звуков, она с ироничной, пародийной прямотой иллюстрирует происходящее. Так, тема дружбы с незадачливым изобретателем Вовкой сопровождается музыкой Эдуарда Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», тема полёта на Марс – музыкой Александра Зацепина из мультфильма «Тайна третьей планеты» и т.д.
Кульминацией спектакля становится полёт всех обитателей двора на Марс – на старой скрипучей кровати, с вентилятором и утюгом вместо реактивного двигателя. Собрав воедино свою веру и волю, эта смешная, разношёрстная компания исполняет свою заветную мечту. И неважно, что на железной кровати далеко не улетишь - в своём страстном детском желании, в своей неуёмной фантазии они оказываются на Марсе, где растут огромные синие колючки, упирающиеся верхушками в блестящее чёрное небо, где бредут караванами розовые большеглазые верблюды, которых Галя целует в тёплые носы. Это и было «то самое», что искал в своём детстве повзрослевший Дима.
Финальный полёт на Марс, полёт в прекрасное невинное прошлое весь пронизан безотчётным счастьем. На его орбиту попадают и зрители. Они с готовностью ловят и перебрасывают друг другу спускающиеся сверху, точно из космоса, воздушные шарики и, как герои спектакля, пишут на них заветные желания. Это ощущение сравнимо с тем, как если бы тебя крепко обнял весёлый добряк, или смешливая бабушка положила тебе на голову свою тёплую руку, или тебя угостили сладчайшей пилюлей чистой, ничем не омрачённой радости. Так что приземлившиеся зрители, обласканные и помолодевшие, могут сказать только одно: «Полёт прошёл отлично!»
Елена ШЕВЧЕНКО.
Журнал о культуре и искусстве «Сәхнә»
http://sahne.ru/news/xeberler/polet-v-detstvo